logo

«Танцующие болваны»

История работы

Если спросить человека, что его больше волнует в жизни, вряд ли он ответит однозначно, все ведь относительно. Чтобы это понять, очевидно, нужно прожить более одного года жизни. В определенном возрасте, для ощущения счастья, достаточно представить себя маленькой птичкой, резвящейся в волнах ветра (над миром не способных летать). Но это чувство живет до тех пор, пока не увидишь, как сокол разгонит по кустам перепуганных птиц и как они еще долго будут «не способны летать»..
По мере того, как человек начинает анализировать жизнь, понятие счастья расплывается, словно круги на воде и становится все сложнее различать его контуры. Но на смену одних картин приходят другие и жизнь не теряет своего вкуса. Наоборот, из слащавого, приторного, вкус превращается в сложный букет, который хочется пробовать и чувствовать себя гурманом. И если маленьким мальчиком я фантазировал жизнь, какую желал как шоколадную конфету, то вкусив ее с возрастом, стал размышлять над ее совсем непростым вкусом… Сегодня тема добра и зла (вечная тема) — основное то фундаментальное, что вдохновляет мою душу на творчество. Что будет завтра? Возможно надоест рассуждать и захочется вновь помечтать о «конфете»..

Я придумал эту работу сразу после «Совести» в 2005 году, но обстоятельства тех лет заставили изменить предпочтения в творчестве. Тогда для меня важнее было передать личные переживания, тогда родились работы очень личные. А эта идея свернулась в уголок и ждала своего часа. Изначально ей дал название «Танцующие жизнь». Захотелось, в некотором роде, гротескно изобразить агрессию между людьми, чаще возникающую на пустом месте. Корень этой нашей составляющей, которую некоторые (небезосновательно) считают топливом для локомотива прогресса – в человеческой не мудрости. Причина – в слепой эмоции, бездумно брошенном слове, циничном поступке… Но в какое ЗЛО превращается, стоит лишь слегка подуть в костер!
Мы – люди, не устаем друг перед другом соревноваться интеллектами, при этом не подозревая насколько глупы. И лишь когда остаток волос засеребрит седина, сожалеем о своих ошибках, но уже не остается времени что либо изменить.. Мы опять не успели… Замкнутый круг глупости, достойный героев моей работы. А как же хочется Мудрости. К сожалению, далеко не всем, поэтому и торжествует ее антоним на земле, поэтому с каждым десятилетием все выше к звездам несется прогресс убийства, а в мире доминирует сила, хитрость, трусость, а идеи добра умирают не родившись в наших пустых душах..

Ну конечно все не так плохо, ведь каждый из нас в праве выбирать приоритеты, а для ищущих свет, в их душах, всегда найдется место для него.. В это и моя вера.

Этапы работы

Эта информация будет полезна начинающим авторам, которые в своем творчестве выбрали технику фотомонтажа в Photoshop. Но хочу предупредить, подобные работы создаются далеко не однотипными программными манипуляциями. Photoshop, в данном случае – универсальный инструмент художника, которому предстоит и «склеивать» изображение из фотографий, и рисовать реальным образом. Это скрупулезный процесс, поэтому людям ленивым и жаждущим быстрого результата, читать далее нет смысла.

Этапы работы я описываю, словно веду дневник. Это нужно мне для хронологии, ну и возможно будет интересно другим.

1 января 2011г. – начало работы.

25 января 2011г. Над картиной работаю уже 25 день, продвинулся ощутимо. На первом рисунке пятый день работы, на втором двадцать пятый.

 

У меня мало времени, лишь зима, даст бог немного весны, затем начнется сезонный труд и соответствующая занятость, поэтому хочется за зиму успеть сделать как можно больше. Все эти дни работал много, примерно с 12 дня до 4 утра и хоть много отвлекаюсь на быт, все же двигаюсь довольно быстро. Режим «убийственный», но окрылен результатами и практически не чувствую усталость. Вся работа «строится» так же, как и над другими подобными: вначале эскиз, по нему еще в 2005 году проводилась фотосъемка, затем «склейка» и дорисовка в Photoshop. Пока обхожусь без Corel Painter, возможно использую его в рисовке фактурных фонов, но пока достаточно одной программы. Все делается вручную моими привычными в таких работах инструментами: E, J, O, S, Y и трансформации, никаких программных эффектов или плагинов.
Сейчас пользуюсь 11-ой версией Photoshop. У меня три слоя.

 

Background – собственно сам эскиз;
Layer 1 – нейтральный фон, необходимый для, скажем так, утончения деталировки, например на нем значительно удобнее корректировать края изображения, чем на фоне скана бумажного эскиза со всей качественно отсканированной бумажной фактурой.. Этот фон временный, он будет удален после окончания склеивания изображения. Цвет выбираю интуитивно, однозначно он должен быть «не спорящим» ни с одним из цветов в изображении, иначе в нем нет смысла, короче должен быть нейтральным.
Layer 6 – (число зависит от количества «перетянутых» на этот слой изображений, в моем случае было пять изображений, что создало 5 дополнительных слоев, при сливании которых в один слой, он обозвался как шестой) так вот этот слой, самый трудяга, в нем все и происходит.
Как правило, делая подобные работы, у меня всего три слоя: эскиз, фон, изображение. В дальнейшем средний слой – нейтральный фон удаляется, вместо него, либо иногда на него рисуется реальный фон будущей картины и все слои сливаются в один — это и будет моя окончательная картина. С масками я не работаю, зато активно использую кисть истории в History.

Перетаскиваю и пользуюсь трансформацией…. Часто возникают случаи, когда трансформация не решает все, либо плохо решает. В этом случае необходима ручная ретушь и именно инструменты для ручной ретуши, которые я описал в уроках смогут справиться с задачей подобной сложности. Единственное условие – необходимо терпение. Потому что это тонкая и локальная работа, требующая немало времени. Но если к своей работе относиться с уважением, которое заслуживают и достойны произведения искусства, все образовывается само собой. Я люблю свои произведения и отношусь к ним с уважением. Когда-то себя убедил, что мои работы – это картины рисованные в Photoshop, да собственно не важно где и как рисованные, главное что к своей работе ты относишься как Художник, с уважением, это очень важно. А художник уважающий свою идею и работу, никогда не станет искать легких путей, он живет процессом, ему все равно сколько потребуется времени. И хоть я себя заставляю поторапливаться, о чем говорил выше, все же процесс живет своей жизнью и я не в силах повлиять на него, разве что.. схалтурив. Но это исключено, естественно!))

Рассмотрим пример использования инструментов: S, J, O, Y в ретуши данного дефекта.

 

Выбираю:
1) инструмент «штамп» (S – английская клавиатура)
2) устанавливаю кисть №24
3) устанавливаю прозрачность по 100%
И заштамповываю дефект. Для чего выбирается именно такой номер кисти, как выбирается и принцип работы данным инструментом описан в моем уроке по использованию инструментов для ретуши. Если у Вас есть цель научиться выполнять классную ручную ретушь, эти уроки необходимо изучить.

 

В History у меня стояла отметка на предыдущем этапе работы (который для себя определил как удачный и поэтому отметил, чтобы в случае неудачных последующих этапов, всегда можно было к нему вернуться)

 

Теперь использую инструмент «кисть истории» (Y – английская клавиатура)
1) выбираю инструмент на панели инструментов
2) выбираю «кисть»(мягкую) №300
3) прозрачность по 100%
И вытираю лишнее. Принцип работы ищите там же в уроках.

 

Получилось так.

 

Результат меня вполне удовлетворяет, но мне бы хотелось использовать весь свой арсенал инструментов для ретуши, а вернее сказать, я и так это всегда делаю «по умолчанию».
Поэтому следующим выбираю «клон» (J – английская клавиатура)
1) выбираю инструмент на панели инструментов (навести курсор на инструмент и выбрать правой кнопкой мыши Patch Tool вариант)
2) выбираю Source
3) результат работы инструментом J (Patch Tool)
Принцип работы разными вариантами «клона», так же принцип действия Source и Destination подробно описаны в уроках.

 

И в завершение инструмент O (английская клавиатура) Этот инструмент мне особо нравится, его я использую как карандаш, в буквальном смысле. Поэтому и движения им в какой-то мере имитируют штрихи карандаша, но! Не стоит думать, что я люблю штриховать, ровненько укладывая штрихи полосочками. Я это делаю по разному, тем более в данном конкретном случае, моя цель имитировать не карандаш, а фактуру кожи, поэтому охарактеризовать движения довольно непросто..)) В любом случае, это нужно делать от души, а чтобы узнать где душа у этого инструмента, обязательно почитайте урок.
1) на панели инструментов выбираем Burn Tool (O – английская клавиатура)
2) выбираем значение Midtones
3) устанавливаем примерно 7% насыщенность
Вот что получилось.

 

Если посмотрите внимательно History, последние 5 действий сделаны инструментом в виде капли. Это «блюрка», я ее так называю, действительно самый последний штрих в ретуши моими любимыми инструментами. Blur Tool (R – английская клавиатура) инструмент с помощью которого можно «блюрить» локально, так же используя клавишу Alt, можно переключать blur на sharp, соответственно локально увеличивать резкость. Этот инструмент используется не так часто, но иногда незаменим. О нем так же найдете в уроках.

Как обычно случается в жизни — что либо спрогнозировать проще не бывает, а вот следовать своим прогнозам, увы… на все воля неба. )))
Одним словом, сегодня уже 17 января 2011 года, а работа почти не продвинулась далее. Сейчас пытаюсь дорисовать ступню ноги. Ручная ретушь с использованием трансформации и всех тех инструментов, о которых в предыдущем эпизоде.
Ступня искажена намеренно, своего рода стилизация в духе «эстетики уродства».. Уж не знаю, существует ли такая терминология у искусствоведов, но мне этакое внешнее уродство, как мне верится, подчеркивающее или усиливающее идею, очень интересно и необходимо для необходимых акцентов.

 

Когда с этой ступней закончил, перехожу на конечность следующего персонажа и так как выше упомянул о трансформации, логичным будет рассмотреть ее на конкретном примере. Тем более любой новый этап работы начинается именно с трансформации изображения.
В History нужно отметить последнее действие, установив на нем отметку.

1) Отключаем средний слой (Layer 1), так как необходим доступ к эскизу (Background).
2) В рабочем слое Layer 7 устанавливаем прозрачность такую, чтобы можно было видеть и рисунок эскиза, и фотографии, с которых будем использовать изображение. Прозрачность слоя устанавливаем с помощью Opacity.

 

Переходим к формированию изображения и непосредственно трансформации. Одновременно с трансформацией используем инструменты для ретуши, о которых говорилось выше, так как в моей работе это неотделимые друг от друга участники рабочего процесса.

1) Выделяем с помощью Lasso Tool (L – английская клавиатура) фрагмент из фотографии, оставляем активное выделение. Затем выбираем Move Tool (V – английская клавиатура), наводим курсор на середину активного выделения, нажимаем клавишу Alt и при нажатой клавише перетаскиваем фрагмент на наш рисунок.
2) Нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+T, появляется Transform selection, отводим курсор от Transform selection в сторону, появляется стрелочки прокрутки – поворачиваем наш фрагмент как нам угодно. Жмем Enter.

 

Теперь используем Transform selection по своему прямому назначению.
На перенесенном и уже развернутом как нам нужно фрагменте остается активное выделение, нажимаем комбинацию Ctrl+T. Наводим курсор на середину, жмем правую кнопку, из выпадающего меню выбираем функцию трансформации Skew, курсор превращается в треугольничек, которым мы видоизменяем фрагмент, вытягивая, раздвигая или сужая изображение, используя углы Transform selection. Т.е. функция Skew работает, когда вы тяните за углы Transform selection в любую сторону. Добиваемся более-менее сопоставления фотографии с рисунком на эскизе. Понятно, что идеально совместить не получится, детали будут дорабатываться уже другими средствами. Жмем Enter.

 

Теперь отключаем активное выделение фрагмента. Достаточно отвести в сторону курсор и кликнуть где-то рядом с изображением. Инструмент в это время должен быть выбран Lasso Tool (L – английская клавиатура). Но проще нажать Ctrl+H 😉
Теперь выбираем инструмент History Brush Tool (Y – английская клавиатура) и вытираем на фрагменте ненужное изображение. Кисть истории вытирает до отметки, установленной в History.

 

Вытереть необходимо все ненужное, особенно с участков работы, которые уже окончательно завершены. И только после этого поставить отметку в History. Получилось так.

 

Теперь нужно убрать один существенный дефект, который к нам пришел из фото-оригинала. Только после этого продолжим манипуляции с изменением изображения.
Выделяем Lasso Tool (L – английская клавиатура) участок, который собираемся править, в данном случае – это ненужный нам кусок изображения с фотографии-оригинала. Выделение делаем слегка с запасом.

 

Наводим курсор на середину активного выделения и тянем его вниз на участок бедра, который имеет более-менее однородную структуру.
Важно, чтобы фактурность материала, в данном случае кожи, была однотипной с той фактурностью, которую мы собираемся править. Именно поэтому мы клонируем участок с того же изображения, ведь на нем такая же фактурность кожи. Желательно, чтобы этот участок-донор, был взят с одной и той же фотографии.

 

Теперь выбираем Move Tool (V – английская клавиатура), наводим курсор на середину активного выделения, нажимаем клавишу Alt и при нажатой клавише перетаскиваем выделенный фрагмент на место которое будем править, т.е. перетаскиваем назад, на место с которого начали. Вот так это должно выглядеть.

 

Отключаем активное выделение фрагмента комбинацией клавиш Ctrl+H. Устанавливаем прозрачность слоя примерно 60-80% Теперь выбираем инструмент History Brush Tool (Y – английская клавиатура) и аккуратно вытираем на фрагменте ненужное изображение, добираясь до нашего эскиза. Кисть истории вытирает до отметки, установленной в History. Получилось так. Ставим в History новую отметку.

 

Прозрачность слоя (Layer 7) делаем 100%. Сейчас хорошо виден просвет на стыке изображений, который получился в следствии работы кистью истории. Этот просвет необходимо убрать. Инструментом Lasso Tool (L – английская клавиатура) делаем выделение, с которым проделываем те же манипуляции, что и с описанным выше фрагментом.

 

Выбираем Move Tool (V – английская клавиатура), наводим курсор на середину активного выделения, нажимаем клавишу Alt и при нажатой клавише тянем выделенный фрагмент вправо вверх, перекрывая просвет в изображении который нужно убрать. Получилось так.

 

Отключаем выделение (Сtrl+H) и вытираем лишнее изображение инструментом History Brush Tool (Y – английская клавиатура) На этот раз нужно постараться вытереть лишнее не доходя до границ изображения. Чтобы добиться точности, диаметр кисти нужно выставить меньше, в некоторых случаях можно изменить и прозрачность. При каждом неточном движении, делать откат действия (Ctrl+Z). Принцип работы инструмента History Brush Tool описан в уроках по ретуши.
В особых случаях, когда сложно добиться точности, можно прибегнуть к работе с чередованием отметок в History. Для начала в свойствах Photoshop (Edit – Preferences – Performance – History States) нужно задать число этапов истории как можно больше (у меня стоит максимальное). Принцип действия такого метода: В History отметка должна стоять на этапе предшествующем выделение фрагмента. После перетаскивания и отключения активного выделения на перетянутом фрагменте, вытираем лишнее изображение до просвета. Затем ставим отметку на этап History, на котором отменили выделение уже на перетянутом фрагменте и кистью истории проходим просвет, убирая его, соответственно где-то кисть вытрет до резких краев перетянутого фрагмента. Но затем в History мы возвращаемся к этапу предшествующему перетянутый фрагмент и ставим на этом этапе отметку, теперь кистью истории вытираем резкие края фрагмента, но не заходим в середину. Таким образом, чередуя этапы в History и устанавливая отметки на разные этапы, мы можем добиться точности в ретуши таким способом. У меня получилось так.

 

Просвет я убрал, но пришло время заняться дефектами, которые возникли при манипуляциях, их можно убрать с помощью инструментов ручной ретуши. Я буду использовать инструменты Patch Tool (J – английская клавиатура) и Burn Tool (O – английская клавиатура) Принцип работы смотрите в уроках.
Получилось так.

 

Более-менее облагородив изображение, вернемся к трансормациям. Если следовать рисунку, нужно еще кое что видоизменить в форме этого бедра.
Не забываем поставить отметку последнего этапа в History.
Отключаем средний слой (Layer 1). В рабочем слое (Layer 7) устанавливаем прозрачность приблизительно 60-80%, чтобы было видно рисунок нижнего слоя и одновременно наше изображение. Выбираем инструмент Lasso Tool (L – английская клавиатура) и выделяем фрагмент, который собираемся трансформировать.

 

Включаем Transform selection комбинацией клавиш Ctrl+T, наводим курсор в середину выделения и правой кнопкой мыши вызываем меню, в котором выбираем функцию Warp. Появилась решетка, в которой каждая линия податлива и способна видоизменять изображение в любую сторону, только «зацепите» курсором..

 

Это замечательная функция Transform selection, позволяющая плавно искривлять изображение во всех направлениях. Но нужно помнить, что при значительных искривлениях, изменяется и фактура изображения, а это недопустимо. Поэтому Warp нужно использовать осторожно и перед тем как нажать Enter, увеличьте изображение и посмотрите результат трансформации. Если все устраивает, жмите Enter, нет – Esc. Изменяйте величину выделенного фрагмента и пробуйте заново, пока не добьетесь оптимального варианта. В принципе, проблемы с фактурой чаще возникают при вытягивании изображения, а не наоборот, но если избежать их не удается, всегда можно впоследствии заретушировать этот участок.
После того, как нажали Enter, отключаете активное выделение (Ctrl+H). Прозрачность слоя делаете 100%, увеличиваете свое изображение, просмотрите внимательно место трансформации и если требуется, воспользуйтесь кистью истории, а возможно и инструментами ретуши. Если все устраивает, не забудьте поставить отметку на последнем этапе в History.
В моем случае: я таким же способом трансформировал другое место на бедре и немного использовал кисть истории History Brush Tool (Y – английская клавиатура) на просившихся местах. Процесс занял пару минут.

 

Когда включил средний слой (Layer 1), по бедру увидел некрасивые края, их нужно убрать.

 

Убрать эти дефекты, проще используя метод, который был уже рассмотрен в работе над бедром. Потребуются инструменты: Lasso Tool (L – английская клавиатура), Move Tool (V – английская клавиатура), History Brush Tool (Y – английская клавиатура), в завершении Patch Tool (J – английская клавиатура) и Burn Tool (O – английская клавиатура).
После того как убрали эти дефекты, нужно подкорректировать форму бедра, аккуратно подправляю края с помощью инструмента «терка» Eraser Tool (E – английская клавиатура).

Дальнейшие манипуляции заключаются в корректировке тона и цвета. Для передачи натуральности, чтобы бедро вписалось в «общий ансамбль», придется учесть возможные тени, блики, рефлексы – все то, что формирует форму, а в случае моей работы удачно имитирует ее.
Все это придется делать локально. Для этого я выделяю Lasso Tool (L – английская клавиатура) необходимые участки, корректирую тон с помощью Levels (включается комбинацией клавиш Ctrl+L), а так же цвет Color Balance (включается комбинацией Ctrl+B). После удачной корректировки тона и цвета, кистью истории вытираю резкие края, в некоторых местах дорабатываю инструментом Burn Tool (O – английская клавиатура) и устанавливаю в History отметку на последнем удачном этапе.

 

20 февраля 2011г. Полностью закончил фигуры и уже фактически готова земля, к которой «привязываю» своих болванов. Осталась небольшая корректировка деталей на земле, которую создавал полностью в Photoshop (в этот раз не использовал Corel Painter). Землю рисовал, клонируя из фотографии фактурного линолеума, который был в студии на момент съемки этого сюжета. Я просто перетащил кусок этого линолеума на свою картину (создался дополнительный слой), затем инструментом «штамп» (S – английская клавиатура) отштамповал нужное мне изображение земли. Кусок ненужного линолеума удалил Eraser Tool (E – английская клавиатура) Ну а дальнейшие манипуляции проходили с помощью всего набора инструментов для ретуши, про которые я писал выше. На рисунке виден промежуточный этап работы над землей. Вверху – тот самый линолеум 🙂

 

Таким же точно способом, нарисовал задний план моей картины.

 

Остался последний штрих – драпировка, этакая брутальная шаль, будто вытянутая из помойки и кайфующая от своей могучей красоты..!
С драпировкой пришлось повозиться.. Примерно 3 дня работы. Делал ее из фотографии ткани лежащей на полу, которую когда-то снимал для знамени.. Складки естественно расположились в другом ритме. Поэтому пришлось много трансформировать и дорисовывать с помощью инструментов ретуши. Сперва форму набросал кистью Brush Tool (В – английская клавиатура) — важно было привязаться композиционно, потом заработало воображение.

10 марта 2011г. Работа завершена за 100 дней. По моим меркам — не так уж и много 😉
Я очень доволен результатом, мне нравится – а это самое главное!!!!

Перейти на страницу с работой.

 

© 2011 — 2017, kharlamov.net. Все права защищены.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.